Как видно из приведенных выше примеров, агрегаты для текущего ремонта
скважин подчинены нескольким требованиям:
1.
Мобильность.
Основной базой агрегатов являются полноприводные шасси Краз,
Урал, за редким исключением Камаз и специальные шасси.
Для особо трудных условий транспортной базой являются гусеничные
тракторы.
До 90-х годов на шасси Урал-4320 конструкторы агрегатов не проявляли
особого интереса в связи с ограничением по отбору мощности с
РК, устранение которого
сразу же привело к созданию целой гаммы агрегатов.
2. Высокая
монтажеспособность.
Характер работ по текущему ремонту в основном предусматривает смену
погружного насосного оборудования, за редким исключением промывку
забоя, ликвидации аварий, связанных с ликвидацией
прихвата инструмента в скважине.
Данное обстоятельство побудило еще в красные времена к
сокращению
вахт бригад ПРС, при этом обязанности бурильщика возложены на машиниста
агрегата, который управляет спуско-подъёмными операциями, следит за
паказаниями ГИВа и тд, а бурильщик (т.е первый помбур) и помощник
бурильщика производят свинчивание-развинчивание НКТ и т.д.
Короткий период ремонтных работ на скважине (2-3 суток)
потребовал упрощения работ по монтажу-демонтажу агрегатов, что привело
к внедрению следующих нововведений:
- гидравлические
аутригеры (сначала только задние
на Аз-37, теперь обязательно все), облегченные опорные брусья, плиты;
- односекционная мачта на
ряде агрегатов,
хотя и в ущерб габаритной длине (около 16 м)
и спуско-подъёмным
операциям, особенно при подъёме труба-штанга;
- выдвижение
верхней секции лебедкой, полуавтоматические затворы верхней секции
мачты;
- способность
работы на ограниченную (иногда
полную) грузоподъёмность без установки ветровых оттяжек.
- дистанционный
пульт управления подъмом и выдвижения мачты, который не
работает
через полгода, но все равно забота приятна, хотя и бесит;
- освещение устья
скважины и рабочей
площадки фонарями, установленными на агрегате.
3.
Низкая стоимость
Для изготовления агрегатов используются не только серийные и по этому
дешевые шасси, но и оборудование уже как правило уже разработанное.
Так АР32/40 без М Кунгурского машзавода практически состоял из узлов
бурового агрегата 1БА-15В, хотя теперь можно сказать, что АР32/40М
состоит из узлов агрегата А60/80.
Все АПРС и УПТ несут мачту Аз-37 и тд. и тп.
4.
Кабина для машиниста
Практически все агрегаты
оборудованы убогой кабиной машиниста (с
косыми дверями, перекошенными стеклами с довоенными стеклоочистителями,
кондиционером в виде люка сверху и проволоки для удержания двери в
открытом положении), в которой установлен стандартный минимальный набор
органов управления:
- ручной
тормозной рычаг бурового
барабана, на нормальных агрегатах - с пневмоусилителем, на навороченных
- с возможностью управления с дополнительного пульта для
аварийных
мастеров, которые как смерти боятся сесть в кабину;
- ножной
тормозной кран бурового
барабана;
- педаль
газа;
- рычаг
управления верхней
коробкой передач. На части агрегатов - тяги, кнопки управления КПП
шасси.
- кран
управления фрикционом
бурового барабана;
-
комплектом КИП контроля ДВС и
верхнего оборудования;
- убогой
заводской печкой, как
правило электрической от которой в кабине не чем дышать, которую со
временем машинисты заменяют на самодельную от системы охлаждения
или смазки двигателя.